Poison Гость
|
|
|
|
По просьбе "Засирушки" (Привет со смотровой)
вот статья по которой я делал БСЗ + собственные коментарии
{USERNAME}: |
Избавить зажигание от пороков помогла публикация в «Мото» (№9-2001) о бесконтактной системе зажигания (БСЗ) для «Юпитера-5»: вживить аналогичную схему в Jawa оказалось делом одного дня. Единственная «авторская» деталь, придуманная мною, - опорная площадка датчика Холла, да и ту позаимствовал у подшипника вакуумного корректора «волговского» распределителя зажигания.
Характер работы мотора Jawa, оснащенного БСЗ, стал совершенно иным и, добавлю, приятным пилоту. Звук двигателя обрел положенную мягкость, на холостых оборотах он просто шелестит. «Железные» ноты, присущие появлению калильного зажигания и детонации, исчезли вовсе. Мотоцикл прекрасно слушается ручки «газа» и резвым набором скорости отзывается на открытие дросселя. Мотор стабильно запускается даже с на четверть разряженной батареей.
Однако схема показалась мне перегруженной: считаю излишеством две линии «датчик - коммутатор - катушка». Я БСЗ упростил. Детали-«дубли» становятся ненужными при использовании двухвыводной катушки и симметричного модулятора-шторки. В моей схеме катушка разряжается на обе свечи одновременно. В одном из цилиндров искра совпадает с тактом впуска-сжатия и воспламеняет рабочую смесь, в другом приходится на рабочий ход - выпуск и расходуется впустую. Но мощного «электронного» разряда более чем достаточно для обоих цилиндров. Кстати, комплектующие зажигания стали дешевле вполовину: с 680 до 350 рублей. |
|
|
|
|
|
|
Бесконтактная система зажигания:
1 - аккумулятор;
2 - замок зажигания;
3 - свечи зажигания;
4 - двухвыводная катушка зажигания;
5 - вольтметр;
6 - коммутатор;
7 - датчик Холла.
{USERNAME}: |
В упомянутом материале «Мото» практически умолчали об особенностях «общения» с БСЗ. Я постигал эту науку на собственном опыте - поделюсь наблюдениями.
Особое внимание уделите геометрии модулятора. При изготовлении «железа», если используете грубые ножницы для резки металла, оставьте припуск материала для тонкой доводки профиля шторок (напильником и шкуркой). Стоит отклонить лепестки модулятора от оси симметрии более чем на полмиллиметра - хронические «нелады» в цилиндрах (несинхронность) вам обеспечены. Толщину пластины ограничьте 1-1,2 мм, более «толстая» деталь может зацепить корпус датчика.
|
|
|
|
|
|
|
Модулятор я изготовил из куска железного уголка старого и ржавого по размерам из статьи, он не подошел пришлось убавить напильником по месту, форма большой роли не играет, главное чтобы он был симметричен иначе это чревато лишними вибрациями, и чтобв он не задевал датчих холла.
{USERNAME}: |
Перед монтажом БСЗ убедитесь в отсутствии избыточных люфтов вала генератора. Этот «носитель» шторки должен уложиться в осевой разбег до 0,35 мм, а его качание в поперечной плоскости ограничено 0,5 мм. Гуляющие сверх этих норм лепестки модулятора не впишутся в узкую прорезь датчика и вдребезги разнесут хрупкий пластиковый корпус датчика Холла. Болтанка чаще всего вызвана износом подшипников генератора - меняйте их без раздумий, тем более, что контактное зажигание тоже «не дружит» с люфтами и четко работать не сможет.
Поначалу испытал затруднение с настройкой угла опережения зажигания. В электронику с традиционной для настройки контактов лампочкой-«прозвонкой» не сунешься. Выручил вольтметр - расскажу, как им пользоваться.
Советую использовать прибор со шкалой не менее 15В и внутренним сопротивлением 10-50 кОм. Подключите его к клеммам датчика Холла: на контакте № 2 расположите плюсовой провод, на № 3 - минусовой. Установите поршень любого цилиндра в положение, соответствующее моменту искрообразования. Включите зажигание и поворачивайте модулятор (по ходу вращения коленвала) до изменения показаний вольтметра. Моменту разряда на свече соответствует скачок напряжения в датчике от десятых долей Вольта до значения, близкого бортовому питанию мотоцикла. «Поймав» искру, не сбивая положение шторок, зафиксируйте модулятор на валу генератора крепежным болтом.
Должен предупредить, что, регулируя зажигание, обязательно замкните высоковольтные провода на корпус двигателя или «нагрузите» их свечами. Работа катушки с разорванной вторичной цепью приводит к перегрузке и повреждению БСЗ. По этой же причине нельзя «глушить» двигатель или один из его цилиндров снятием свечных колпачков.
Если есть желание визуально убедиться в наличии искры, делайте это следующим образом. Укрепите проверяемый провод (за изолированную часть) в 5-8 мм от корпуса мотора, включите зажигание и нажмите на кик. Не пытайтесь фиксировать провод руками - шарахнет так, что искры из глаз посыпятся. Впрочем, этот эффект тоже неоспоримое доказательство работоспособности зажигания.
|
|
|
|
|
|
|
от установки зажигания с помощью вотьтметра отказался, выставлял его на глаз, при помощи гвоздя и свечи замкнутой на массу, вращал якорь генератора гаечным ключем и ловил искру (вращайте в нужную сторону) выставив зажигание на одном котле проверил на втором оказалось в полном порядке.
{USERNAME}: |
Установив один раз опережение, вы надолго забудете о вольтметре. Но расставаться с ним не советую - держите его под рукой: в случае отказа БСЗ, измеряя напряжение в проводке, проще всего вычислить, какой блок вышел из строя.
Исправность датчика Холла проверяйте по методике, аналогичной настройке «угла». Но вращать коленвал не обязательно - достаточно ввести в прорезь датчика стальную пластину, например, жало отвертки. Исправный Холл с «открытым» проходом выдает 0,2-0,4 В, закроете «заслонку» - напряжение в цепи должно быть не менее 7 В.
|
|
|
|
|
|
|
этой методикой не пользовался небыло необходимости.
датчик холла поставил на площадку кулачкового зажгания (у меня из было 2) сделав переходник из тогоже уголка и срезав мешающие части площадки, в этом есть ощутимый плюс нет необходимости при регулировке зажигания откручивать модулятор, можно использовать для регулировки площадку кулачковой системы.
материал для модулятора и площадки не важен можно сделать из любого подручного материала (естесствено это должнобыть железо (сталь)), главное хорошо обработать и проверить перед запуском.
в итоге по прохождении 3000 км. ниразу не настраивал зажигание и не менял свечи, после зимовки заводится с 1 кика, искра настолько мощьная что ею можно дорогу освещать.
|
|