Главная    

Статья о маслах

 
Вечный вопрос, что же лить в двигатель, коробку? Синтетику или минералку? Что же лучше? А может быть не суть важно, какая разница, масло оно и в Африке масло. Может ни к чему выбирать то? Или сам вопрос надуманный, вон производитель написал в мануале и достаточно. Но владельцев Ежей хочу предостеречь. Не забывайте, что кони ваши были спроектированы ранее 60 гг. Точнее агрегатная база. Да и всегда хочется побаловать своего любимца чем-то таким особенным.
Я не буду давать конкретных рекомендаций. Просто постараюсь внятно изложить суть вопроса, а выбор пусть останется за вами. Сознательно вас не буду грузить диаграммами, таблицами и прочей лабудой.
Любое масло – это смесь некой основы (базовое масло) и комплекса присадок улучшающие те или иные свойства (могут и ухудшать). Современная техника предъявляет достаточно высокие требования к маслам, они должны быть вязкостные, противоизносные, противозадирные, антиокислительные, моющие и т.д. Со столь широким кругом требований уже базовое масло не справляется, потому химики и стараются найти оптимальный состав присадок. У каждого производителя есть свой рецепт, который охраняется покруче чем Центробанк РФ. И только тип базового масла определяет что же мы используем, синтетику или минералку.
Минеральное базовое масло – это остаточные продукты перегонки нефтепродуктов – то, что остается от исходного сырья после того были выгнаны бензин и дизтопливо. По сути, это набор углеводородных соединений, только тяжелых фракций, причем частенько с высоким содержанием серы. Нефть бывает разной (во многом зависит где ее добывали), а уж технологии НПЗ, тем паче оказывают непосредственное влияние на качество сырья и добиться стабильного состава такого масла от партии к партии весьма затруднительно. А это не есть хорошо. И каждый раз, бедные технологи производителей пытаются совладать с теми свойствами, которые нам ну совсем ни к чему. И в течении всего производственного цикла, технологи сравнивают с эталоном, чтобы максимально приблизить свойство новой партии к эталонному базовому маслу.
С одной стороны без присадок ни туда и ни сюда, а с другой стороны они же и являются «ахиллесовой пятой» минералки. Не случайно производители масел указывают межсервисный пробег, просто эти присадки под воздействием агрессивной среды вырабатывают себя, более того еще и начинают обретать негативные свойства.
Синтетическое базовое масло же создается из необходимых видов углеводородов. В природе такой их комбинации может даже и не существовать, но ничего случайного в данном продукте нет, просто тем самым достигают стабильности в свойствах и прогнозируемость, как следствие. и во многих присадках отпадает необходимость, например в таких, которые отвечает за «загущение», ну или в крайнем случае необходимость в них - минимальна.
Полусинтетическое базовое масло – это смесь обычной основы минерального масла с синтетической, при этом содержание последней обычно не более 20–30 %. Да и этого вполне хватает, чтобы «подтянуть» какие-то свойства слабенькой минералки. Вот такое масло и называется в просторечии полусинтетикой, т.е. синтетика по сходной цене.
Существуют еще «экзотические» масла на основе полигликолиевой и галогенуглеродной базе. Но это не про нас.
Так в чем же разница в реальной жизни, как они работают на практике? У минералки вязкость вначале, как правило, значительно уменьшается, т.е. идет процесс разрушения загущающих присадок, но с какого-то момента она начинает расти - это сказывается накопление продуктов распада в масле. А вот участка стабильной вязкости практически нет! До некоторой степени это учитывают и требования SAE: согласно им, для таких масел допускается разброс вязкости при 100°С от 12,5 до 16 сСт (сантистокс – единица измерения вязкости), зато ее колебания укладываются в предел погрешности замера. Чего конечно же нет в синтетике.
Основной показатель для любого масла – его вязкость, которую характеризуют цифры на банках. Классифицируют вязкость либо по американскому стандарту SAE, либо по нашему ГОСТ. У нас – все понятно: если на банке, допустим, стоит 5з14, это означает, что в ней – всесезонное масло, о том же говорят и две цифры. Вторая – это вязкость при 100°С в сантистоксах (сСт), точнее – диапазон ее изменения. По ГОСТу у этого масла вязкость может изменяться от 12,5 до 14,5 сСт. А вот первая цифра дает ограничение вязкости при -18°С, обеспечивающей пуск двигателя зимой. Буква «з» показывает, что масло загущено вязкостными присадками. Или вот такой пример: ТМ-5-12 (рк), ТМ - трансмиссионное масло, 5 - эксплуатационная группа (универсальное масло с противозадирными присадками высокой эффективности, в том числе для гипоидных передач), 12 - класс вязкости. Дополнительные знаки "рк" свидетельствуют о том, что оно может использоваться в качестве рабочее консервационного.
По SAE все куда сложнее. Там у всесезонного масла тоже две цифры, разделенные буквой W. Но они обозначают температурный диапазон применяемости масла и его вязкость при 100°С. Например, 10W40 означает, что его можно использовать при температуре не ниже -20°С, а при 100°С его вязкость должна быть 12,5–16,3 сСт. 0W40 – значит работает от -30°С, 15W40 – от -10°С. Что означает по классификации SAE зимой вообще в России ничего не ездит! Ага, щас!
Но самое интересное, что и для синтетики, и для минералки классификация вязкости – одинаковая! Те самые цифры на банке, о которых шла речь, совершенно не зависят от состава масла! И это правильно, моему двигателю (коробке) вообще без разницы химический состав формулы масла, ему вязкость важна, прокачиваемость. Но самое главное, что двигатель-то работает в широком диапазоне температур, а ведь вязкость с изменением температуры меняется значительно! У того же масла 10W40 при 100 градусах масло вязкое на 14сСт, а при 0 уже около 2000. Значит на трущихся деталях масло просто дубеет. А если в родные наши -30 градусов, то двигатель работает по сухому!
Вот и выходит что синтетика «жиже», но только на морозе. И все таки вашим критерием выбора безусловно должны быть рекомендации завода–изготовителя. Т.е. коли завод написал, что «лейте масло GL-2», то и лейте не меньше GL-2. А уж температурный диапазон – подбирайте на свой вкус и цвет. А собственно попробуйте найти в продаже GL-2, интересно, кто его еще держит!
Но не могу удержаться что бы не вставить таблицу.



Автор статьи - KUYANZ, специально для сайта www.yunker-moto.ru
Администрация сайта не может гарантировать 100% правильность вышеизложенного материала.
 

Партнеры по продвижению сайта: