|
Угол замкнутого сотояния контактов (УЗСК) |
Так как никто из нас не застрахован от неприятностей, желательно иметь в своем багаже и некоторую сумму знаний, и смекалку. Для начала необходимо запомнить важное правило: Действующие системы просчитаны и исполнены квалифицированными людьми и любое вмешательство с незнанием процессов приведет к поломке, выходу из строя и т.д. Вспомните, как часто диагностику электрики мы делаем по упрощенной схеме, выдернули провод из колпачка свечного и прислонив к массе двигателя прокручивая кик, умиленно смотрим как все сверкает. Но чем это грозит, никогда не задумываемся или не знаем. Потому я предлагаю набраться терпения и окунуться в теорию образования высокого напряжения в бортовой сети Юнкера, а по сути любого двигателя с принципом работы запала ТВС от свечей зажигания.
В основе работы всех бензиновых двигателей лежат одни и те же физические процессы, поэтому многие внешние параметры очень схожи. Напомню суть процессов в системе зажигания. Воспламеняет смесь в двигателе искра, которая возникает между электродами свечи. При оптимальном зазоре между ними (это как правило от 0,5 до 0,9 мм) и нормальном составе топливно-воздушной смеси, в цилиндре искровой разряд начинается, когда разность потенциалов между электродами достигает около 10000 -20000 вольт. Искра пробивает пространство между электродами, среда между ними ионизируется, а затем смесь воспламеняется. Так, что же порождает искру, что оптимизирует ее образование и какие факторы оказывают влияние на её образование. Здесь по любому придётся окунуться в теорию, чтобы понять принцип образования столь необходимого импульса. Я не буду повторятся, и сразу перейду к основным факторам оказывающим немаловажное влияние на искрообразование. Итак, теперь я попробую рассказать каким образом зазор на контактах прерывателя оказывает влияние на энергию искры, столь необходимую для нормальной работы двигателя, в данном случае 2-х тактного двигателя внутреннего сгорания с водяным охлаждением.
Вот та самая маленькая штука которая во многом определяет как будет работать ваш двигатель. Именно от нее во многом зависит стабильность и энергия искры. На рисунке вы можете увидеть: 1 – подвижный контакт, 2 – щуп для измерения зазора между контактами и 3 – неподвижный контакт. Для чего же столь необходим определенный зазор между контактами? Эксцентричный вал совершает оборот в 360град за один полный оборот коленвала двигателя, так как он жестко через шпонку соединен с первым. Т.е. в определённый момент кулачок вала набегает на пятку подвижного контакта и заставляет его отклонится, таким образом размыкая контакты.
Время замыкания первичной цепи соответствует времени накопления энергии в катушке в катушке зажигания, как правило находится в пределах от 50 град. до 60 град. Измеряется в миллисекундах. И непосредственно влияет на уровень энергии, накапливаемой в первичной обмотке катушки зажигания. При слишком малом времени замыкания, ток в первичной цепи не успевает достичь величины, Для идеальной работы системы зажигания важны эти два параметра - напряжение и длительность искры. В идеальном случае напряжение составляет от 10 кВ, а длительность - 0,7-1,5 миллисекунды. Эти два параметра тесно связаны между собой, так как определяют энергию искры. Поскольку энергия, накапливаемая катушкой, - величина постоянная, то чем больше напряжение искры, тем меньше становится ее длительность, и наоборот. обеспечивающей необходимую энергию магнитного поля катушки, а слишком большое время протекания тока приводит к перегреву первичной обмотки и контактов прерывателя и напрасной трате энергии аккумулятора. В контактных системах время замыкания зависит от угла замкнутого состояния контактов и уменьшается при увеличении частоты вращения коленчатого вала. Это приводит к уменьшению энергии, накапливаемой в магнитном поле катушки зажигания и соответствующему снижению энергии искрового разряда, что может стать причиной пропусков воспламенения, особенно при работе двигателя на обедненной смеси. Вот почему правильно говорить именно об УЗСК. Нельзя забывать еще о том, что во многом зазор между контактами зависит от состояния контактов. Вот вам картинка когда эрозия контактов просто не позволит вам выставить правильный зазор между контактами. 1 – неподвижный контакт 2 – подвижный контакт https://rupor-megafon.ru/usiliteli-golosa/ https://rupor-megafon.ru/usiliteli-golosa/. Везде в рекомендациях по ремонту и обслуживанию двигателей внутреннего сгорания и их систем рекомендуют обрабатывать плоскость контактов бархатными надфилями, абразивными шкурками. Я считаю что это необходимо только в полевых условиях, т.к. абразив заполняет собой пустоты на контактах и таким образом способствует еще большей эрозии контактов. На мой взгляд при даже незначительном износе контактов, просто необходимо их менять на новые. Исправная система вырабатывает высокое напряжение, способное пробить зазор 7-8 мм (до 10-20 киловольт). Именно поэтому некоторые, стремясь "проэкзаменовать" систему зажигания, буквально насилуют ее, любуясь искрой в 15-миллиметровом зазоре! Пока искра есть – ситуация терпимая. Гораздо хуже, если вы увеличиваете зазор настолько, что и искры не будет. Высокое напряжение, выработанное катушкой, не имея выхода, нагружает изоляцию, грозя ее пробить. Ничем не лучше ситуация, когда из катушки вынут высоковольтный провод, а вы включаете зажигание и давите кик, пробуя узреть искру в зазоре свыше 8 мм между проводом и картером двигателя,. можно остановиться из-за пустяковой неполадки, а в результате оказаться без катушки зажигания. Итак, контакты в порядке. Теперь важно обеспечить требуемую величину угла замкнутого состояния контактов (УЗСК), от которого зависит надежность искрообразования. УЗСК увеличивается по мере уменьшения зазора между разомкнутыми контактами и наоборот. Если УЗСК велик, возникают перебои в зажигании из-за малого разрыва контактов, между которыми может вытягиваться электрическая дуга. Уменьшенный УЗСК, особенно при высоких оборотах двигателя, проявляет себя сниженной мощностью искры на свечах и опять-таки перебоями. Оптимальный УЗСК для каждого двигателя с его системой зажигания – свой. Теперь идем дальше. Всё мы отладили и поменяли. Но, смею напомнить, что величина энергии катушки – постоянна. Значит мы имеем, что при увеличении оборотов двигателя длительность искры уменьшается! Вот вам еще один довод в пользу БСЗ. Фактически как бы мы не напрягались с идеальной развесовкой контактной системы зажигания, в любом случае она будет проигрывать БСЗ. Удачи вам, и помните самое главное, что всё в ваших руках и нет предела совершенству даже в гаражных условиях.
Дополнение: схема - рисунок контактной группы
|
|
Автор статьи - KUYANZ, специально для сайта
www.yunker-moto.ru
Администрация сайта не может гарантировать 100% правильность вышеизложенного материала. |
|